Закрыть ... [X]

темы                                           Ход мастер-класса

1 слайд

Помашите рукой. Кто учился в школе? Помашите рукой. Кто любил математику?

Помашите рукой. Кто помнит, как звали учителя математики?

Я учитель  математики – Шехирева Н.В. Предлагаю вам вернуться в детство.

Щелчок

Закройте глаза и вспомните своего учителя математики и свои уроки математики.

Щелчок

Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)

Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.

2 слайд

Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков».  Пока смотрите, подумайте и попытайтесь ответить на вопрос: А зачем в школе учат решать задачи?

Щелчок

Такой приём служит отличной мотивацией при изучении новой темы, например «Дроби»  в 5 классе.

3 слайд

Так зачем же в школе учат решать задачи?   (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)

Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.

Сегодня, мы с вами попытаемся решить жизненную задачу так, как мы в школе решаем с ребятами математические задачи.

Итак, задача:

4 слайд

Легко ли быть учеником?

Решать задачу будем 2 группами: мы с вами устно, а группа коллег  (на сцене) оформит решение в письменном виде. (Даю задание участникам на сцене: оформить решение задачи «Легко ли быть учеником?» используя подручные материалы на листе ватмана).

5 слайд

Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются Щелчок определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:

Кто является объектом – ученик Щелчок (Какие ассоциации у вас возникают со словом ученик? –ребёнок, школа, уроки, учитель, учебники, портфель,,…)

Каково же требование или вопрос задачи? Что неизвестно в задаче? Легко или не легко быть учеником? Щелчок

Имеет ли данная задача смысл? (сможем ли мы ответить на вопрос?)

Раз задача имеет смысл, попытаемся её решить.

Что значит решить задачу? (ответы:…, найти решение,…)

Но, чтобы найти решение, нужно пройти все этапы решения задачи.

6 слайд

Итак, рассмотрим структуру решения задачи.

Щелчок I этап – анализ условия, напоминаю, что его мы уже выполнили

Он необходим, т.к. зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не  понимают, что от них требуется.

Щелчок II этап – схематическая запись условия ( покажите мимикой ученика, идущего 1 раз в 1 класс, а сейчас выпускника школы, т.е. ученика 10-11 класса) Щелчок

Мимикой, конечно, мы на уроке ничего не показываем, но рисуем, например, окружности, треугольники – глазами или рукой в воздухе.

Щелчок III этап – поиск способа решения задачи

В поиске способа решения нам помогут: 7 слайд

  1. Поговорки и пословицы  про учёбу: (разгадывают)
  1. Без муки нет и науки.
  2. Корень ученья горек, да плод сладок.
  3. Кто больше знает, тот меньше спит.
  4. Без терпенья нет ученья.
  5. Намучится – научится.
  6. Идти в науку – терпеть муку

На каждом уроке стараюсь включать воспитательный момент, например связь с пословицами и поговорками или математическими высказываниями, которые мы комментируем и рассуждаем какое отношение они имеют к теме урока.

8 слайд

А сейчас вернёмся к условию задачи, объектом является ученик. Но деятельность ученика неразрывно связана со школой. Ваша задача придумать на каждую букву слово доказывающее, что учеником быть легко или наоборот трудно.

Ш – шпаргалка, шестидневка

К – комфорт, конфликты, каникулы, коллектив, контрольные

О – общение, отличник, одарённость, ответственность, олимпиады

Л – лень, любовь

А – атмосфера благоприятная или нет

Этот приём помогает расширить словарный запас моих учеников.

Третий этап решения задачи самый длинный и чтобы вы не устали, предлагаю сделать зарядку

  1. Если вы считаете, что данное качество ученика облегчает ему учёбу -  качаем головой вперёд и назад, если нет – качаем в стороны): - профилактика шейного остеохондроза 9 слайд
  1. Творческий
  2. Агрессивный
  3. Ответственный
  4. Невнимательный
  5. Целеустремлённый
  6. Мало читает
  7. Коммуникабельный

10 слайд

Подобная физкульт. минутка на уроках особенно в 5-7 классах служит снятию утомляемости и обеспечивает переход к новому виду деятельности.

Итак, к какому же ответу мы с вами больше склоняемся: легко или нелегко быть учеником?

  1. Что бы вы ещё добавили к аргументам, что учеником быть сложно?

Я думаю, что вы согласитесь со мной, что к аргументам можно отнести:

  1. Конфликты в общении  с одноклассниками, учителями, родителями
  2. Проблемы в учёбе (низкая обучаемость, лень)
  3. Усталость ( большой объём информации, д/з, посещение доп. секций, количество уроков)

11 слайд

IY этап – осуществление плана решения (мы не будем- нам его покажут наши коллеги позднее)

 Вместо этого предлагаю: найти для каждой песни о школе соответствующую картинку:

  1.  Нагружать всё больше нас стали почему-то  
  2. Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
  3. Школьная пора и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах
  4. Когда уйдём со школьного двора под звуки не стареющего вальса

Такой приём на нахождение соответствий  я использую на уроках, например,  при проверке формул.

12 слайд

Y этап – проверка решения – посмотрим, а как же считают наши ученики (показываю ответы детей)

13 слайд

YI этап – формулирование ответа: в современном обществе быть учеником нелегко!

Щелчок 

YII этап – исследование задачи:

  1. Итак, задача имеет одно решение.
  2. А способов решений сколько? несколько, много
  1. Все ли данные в задаче использовали? (да)
  2. Нельзя ли обобщить задачу? (например, легко ли быть ребёнком, Щелчок студентом, молодым, …)
  1. Известна ли какая-нибудь родственная задача? С тем же неизвестным? 

14  слайд  Чтобы доказать, что родственные задачи существуют, предлагаю вспомнить фильмы  или книги с сюжетом, доказывающим, что учеником быть нелегко, например,

  1. Чучело, Анна Гавальда «35 кило надежды»  Щелчок 

Фильмы:

  1. Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные.
  2. Удивительные приключения Дениса Кораблёва
  3. Алёша Птицын вырабатывает характер
  4. Первоклассница
  5. Большое космическое путешествие

              Книги:

  1. Ирина Полянская «Выбор»
  2. Владимир Железников «Чучело-2»
  3. Лия Симонова «Круг»
  4. Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»
  5. Тендряков «Ночь после выпуска»
  6. Е. Мурашова «Класс коррекции»

Такой приём я использую, чтобы расширить кругозор учащихся, чаще всего они ищут родственные задачи дома, читая дополнительную литературу.

А сейчас посмотрим, что получилось у наших коллег. (Работающая на сцене группа показывает результат своей работы) 

15  слайд  Итак, используя этапы решения математической задачи, мы с вами сегодня решили не только задачу «Легко ли быть учеником», но и доказали, что в математике всё для жизни.

16  слайд  А в заключении я вас попрошу продолжить 2 предложения, которые я использую на уроке на этапе рефлексии:

  1. На мастер - классе побывали ….
  2. Работа в мастер - классе мне….

В течении жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решённую задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет. 

17  слайд  Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов. И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ. А все приёмы, которые, я использовала сегодня при решении задачи, можно использовать на любом предмете при изучении любой темы.  

Благодарю за работу.


Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/08/18/master-klass-v-matematike-vse-dlya-zhizni


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Презентация на тему : "Живая математика Мастер -класс по математике." Модульное оригами сова в шляпе

Темы мастер класса учителя математики Темы мастер класса учителя математики Темы мастер класса учителя математики Темы мастер класса учителя математики Темы мастер класса учителя математики Темы мастер класса учителя математики Темы мастер класса учителя математики

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ